ЧАЙГОРОД
на главнуюпоиск

версия для печати  

Европейский красавец... китайского происхождения

Европейский красавец... китайского происхождения

Ни для кого не секрет, что фарфор придумали в Китае. Целых два столетия китайские императоры были "эксклюзивными дистрибьюторами" фарфоровой посуды в средневековом мире. Сколько шпионских страстей бушевало вокруг секрета этого хрупкого материала! Но китайцы умели хранить тайны, и европейцам ничего не оставалось, как открыть собственную рецептуру изготовления фарфора. Это произошло при дворе саксонского императора Августа в 1708 году. И вскоре по всей территории Германии, а затем и остальной Европы начали открываться многочисленные фарфоровые  мануфактуры. Некоторые из ныне существующих европейских марок возникли еще тогда. А вот слава китайского фарфора осталась в прошлом - в наше время лучший фарфор производится именно в Европе. Лидируют здесь Германия и Великобритания, причем абсолютное первенство остается за немцами.

Три кита" хорошего фарфора - качество материалов, составляющих фарфоровое тесто, трудоемкость сложного процесса изготовления и качество дизайна, который будет современным и сегодня, и через много лет. Столь высокий уровень смогут обеспечить только фирмы со сложившейся традицией производства и, как правило, более чем вековой историей. Правильно подобранный сервиз должен вписываться в интерьер и соответствовать настроению трапезы. В зависимости от состава фарфоровой массы и глазури получают твердый или мягкий фарфор.

Твердый отличается крепостью, высокой термостойкостью и кислотоустойчивостью. Знаменитая прозрачность в сочетании с чистым колокольным звуком являются свойствами именно твердого фарфора. Этот вид называют мейсенским по названию местности, в которой химик Иоганн Бетгер почти триста лет назад "переизобрел" фарфор, разгадывая рецепт китайских мастеров. Англичане называют его bone china. Поэтому, увидев такую маркировку на донышке, не думайте, что вам подсунули китайскую подделку.

Мягкий фарфор называют также художественным или - по способу его изготовления - фриттовым. По сравнению с твердым мягкий фарфор прозрачнее, белый цвет иногда име-ет почти сливочный тон, однако жароустойчивость мягкого фарфора ниже. Мягкий фарфор в Европе был открыт почти на 200 лет раньше твердого. Этот вид, изобретенный во Флоренции, часто называют фарфором Медичи. Посуда из него отличается особым изяществом, легкостью и прочностью. Фарфор может длительное время сохранять тепло. При легком ударе по краю фарфорового изделия оно издает четкий продолжительный звук.

Существует также промежуточный вид фарфора, называемый костяным. Это матово-прозрачный, тонкий и прочный материал, представляющий собой своего рода компромисс между твердым и мягким фарфором. Его состав был открыт в Англии, и там же почти 250 лет назад началось его производство. Костяной фарфор выносливее и тверже мягкого, менее проницаем, но с довольно мягкой глазурью. Цвет костяного фарфора не такой белый, как у твердого, но белее, чем у мягкого.

Качество фарфоровой массы зависит от содержания каолина (белой глины, влияющей на цвет изделия), от тонкости помола пудры, из которой глина была замешена, и еще целого ряда технологических особенностей. Цвет фарфоровой посуды должен быть нежным и теплым (цвет сливок). Если же в нем преобладают серо-голубые оттенки, это говорит о более низком качестве материала. Тонкость помола и чистоту фарфоровой массы легко проверить, вглядевшись в блик на поверхности посуды - в нем "читаются" любые примеси, если они есть. Именно поэтому хороший фарфор никогда не покрывают росписью целиком. "Белое тело фарфора", как его называют специалисты, должно быть подчеркнуто, а не замаскировано. Что касается формы изделия, то здесь на первом месте стоит обычная геометрическая выверенность. Перевернутая вверх донышком тарелка или чашка должна прилегать к поверхности стола по всей длине ободка и не качаться.

По способу нанесения рисунка фарфор делится на расписанный вручную (или, как его еще называют, мануфактурный), декольный и рельефный.

Мануфактурный фарфор всегда расписывается вручную и изготавливается исключительно на заказ. Это посуда отнюдь не для ежедневного употребления, и в России она только начала появляться снова. Цена подобного сервиза сравнима с ценой "Роллс-ройса".
Деколь - нечто вроде переводных картинок.Технология производства рельефного декора значительно отличается от привычного гладкого. Рельеф углублен непосредственно в материал самого предмета каким-либо способом - граверным путем, перфорацией, рельефо-образными завышениями. Чашка, блюдце, чайник либо отливаются в формах вместе с рельефом, либо пластические части декора, то есть цветочки, листья, фигурки, формируются отдельно и потом наклеиваются.

В заключение нельзя не сказать о российском фарфоре. Первый и самый известный фарфоровый завод в России был построен под Петербургом при императрице Елизавете в 1744 году и назван Императорским (ныне - Ломоносовский). Российские мастера, как незадолго до того западноевропейские, секрет фарфоровой массы разгадали самостоятельно. Первооткрывателем отечественного фарфора был Дмитрий Виноградов. С использованием вновь открытой технологии в 1750 году специально для императрицы на заводе изготовили сервиз "Собственный" с невероятным количеством предметов. Все они были расписаны пурпурной сеткой с мелкими цветами. Но все-таки самым популярным изделием Ломоносовского завода стал выпущенный после войны чайный сервиз "Кобальтовая сетка". Он является наиболее широко растиражированным аналогом императорского сервиза, хорошо знакомого многим россиянам.

...Специалисты считают, что, несмотря на активное предложение на рынке посуды из других материалов - металла, пластмассы, стекла, - фаворитом продаж была и остается фарфоровая посуда.

источник: журнал "Ресторанные ведомости" 09 (65) 2003,
материал подготовлен компанией "Торговый дизайн"




Карта сайта